Лекция №1
Философия природы.
*Жюстина
ДюПре вошла в аудиторию в прекрасной серебряной мантии. "Итак, приветствую вас
на первой лекции, но не будем терять времени, так как сегодня будет большая
тема, кстати, она на доске!" *
Всему миру природы свойственна бесконечная текучесть или изменчивость, и
натурфилософия Аристотеля берет за основу анализ процесса изменения. Каждое
изменение нарушает непрерывность. Оно начинается с отсутствия чего-то,
приобретаемого в процессе изменения. Изменение также и
непрерывно, поскольку нечто никогда не возникает из ничего. Чтобы объяснить
непрерывность, Аристотель вопреки Платону утверждает необходимость признать
существование третьего момента, лежащего в основе перехода от лишенности к
форме. Он называет его субстратом (греч. “гипокейменон” ) , материей. Аристотель
различает четыре типа изменений. Наиболее фундаментальное – то, при котором
возникает новая сущность, способная к самостоятельному существованию. Это может
произойти лишь в
результате разрушения некой предшествовавшей сущности. В основе такого изменения
лежит одна чистая потенция материи. Однако любая материальная сущность, как
только она возникла, обретает способность к дальнейшим изменениям своих
атрибутов или акциденций. Эти акциденциальные изменения распадаются на три типа:
1) по количеству, 2) по качеству, 3) по месту. Последний принимает участие во
всех прочих видах изменения. Всякое преобразование измеряется также временем,
т.е. числом изменения. Такая временная мера требует присутствия ума, который
способен помнить прошлое, предвидеть будущее, разделять соответствующие
интервалы времени на отрезки и сравнивать их друг с другом. У всякой природной
сущности, возникшей в результате процессов изменения, имеются две внутренне
присущие ей причины, от которых с необходимостью зависит ее существование в
природе. Это – исходная материя , из которой эта природная сущность возникла, и
та специфическая форма или структура, которая делает ее именно того рода бытием,
каким она является. В дополнение к этим внутренним причинам, материи и форме,
должна иметься еще некая внешняя, действующая причина, которая придает материи
форму. Наконец, должна иметься конечная цель, которая направляет действующую
причину (причины) в каком-то вполне определенном направлении. Изменение есть
актуализация того, что пребывает в потенции; поэтому ничто движущееся не может
двигать само себя. Всякое подвижное бытие нуждается в некой внешней действующей
причине, которой объясняется его происхождение и дальнейшее существование. Это
верно применительно ко всей физической Вселенной, которая, как полагал
Аристотель, пребывает в вечном движении. Чтобы объяснить это движение,
необходимо признать существование первого, неподвижного двигателя (перводвигателя)
, не подверженного изменению. Когда необходимые следствия двух или более
независимых друг от друга причин сходятся в одной и той же материи, происходят
случайные и непредсказуемые события, однако событиям в природе в основном
присуща упорядоченность, что и делает возможным естествознание. Порядок и
гармония, пронизывающие почти весь мир природы, также приводят к заключению о
существовании неизменной и разумной первопричины. Естественно, что в своих
астрономических воззрениях Аристотель находился под влиянием современной ему
науки. Он полагал, что Земля является центром Вселенной. Движение планет
объясняется вращением окружающих Землю сфер. Внешняя сфера – сфера неподвижных
звезд. Она обращается, непосредственно восходя к неподвижной первопричине,
которая, будучи лишена всякой материальной потенциальности и несовершенства,
полностью нематериальна и недвижима. Даже небесные тела движутся, обнаруживая
этим свою материальность, но они состоят из более чистой материи, чем та, что
имеется в подлунном мире. В подлунном же мире мы обнаруживаем материальные
сущности различных уровней. Во-первых, это основные элементы и их сочетания,
образующие царство неживого. Ими движут исключительно внешние причины. Далее
идут живые организмы. Аристотель недвусмысленно заявляет,
что человек – материальное существо, несомненно являющееся частью природы. Как и
во всех природных объектах, в человеке имеется материальный субстрат, из
которого он возникает (человеческое тело) , и определенная форма или структура,
одушевляющая это тело (человеческая душа) . Как и в случае любого другого
природного объекта, данная форма и данная материя не просто наложились друг на
друга, но представляют собой составные части единого индивидуума, каждая из
которых существует благодаря другой. Так, золото перстня и его кольцевая форма –
это не две разные вещи, но одно золотое кольцо. Подобно этому человеческая душа
и человеческое тело – две существенные, внутренне необходимые причины единого
природного существа, человека. Человеческая душа, т.е. форма человека, состоит
из трех соединенных частей. Во-первых, в ней имеется растительная часть, которая
позволяет человеку питаться, расти и размножаться. Животная составляющая
позволяет ему ощущать, стремиться к чувственным объектам и передвигаться с места
на место подобно другим животным. Наконец, первые две части увенчивает разумная
часть – вершина человеческой природы, благодаря которой человек обладает теми
замечательными и особыми свойствами, которые отличают его от всех остальных
животных. Каждая часть, чтобы начать действовать, по необходимости развивает
сущностные акциденции, или способности. Так, в ведении растительной души
находятся различные органы и способности питания, роста и размножения; животная
душа отвечает за органы и способности ощущения и передвижения; разумная же душа
заведует нематериальными умственными способностями и разумным выбором, или
волей. Познание следует отличать от деятельности. Оно не включает построения
чего-то нового, но скорее представляет собой постижение с помощью ноэзиса (разумной
способности) чего-то уже существующего в физическом мире, причем именно таким,
как оно есть. Формы существуют в физическом смысле в индивидуальной материи,
привязывающей их к определенному месту и времени. Именно таким образом
человеческая форма существует в материи всякого
индивидуального человеческого тела. Однако благодаря своим познавательным
способностям человеческое существо может постичь формы вещей без их материи. Это
значит, что человек, отличаясь от прочих вещей в материальном смысле, может
ноэтически, умственно соединяться с ними нематериальным способом, стать
микрокосмом, отражающим природу всех вещей в умственном зеркале внутри своего
бренного существа. Ощущение ограничено определенным конечным рядом форм и
постигает их лишь во взаимном смешении, происходящем в ходе конкретного
физического взаимодействия. Но ум не знает подобных ограничений, он способен
постичь какую угодно форму и освободить ее сущность от всего, с чем она
соединена в чувственном опыте. Однако этот акт рационального постижения, или
абстрагирования, не может быть выполнен без предварительной деятельности
ощущения и воображения. Когда воображение вызывает к жизни некий конкретный
чувственный опыт, деятельный разум может озарить этот опыт своим светом и
выявить некую наличествующую в нем природу, освобождая опыт от всего, что не
относится к его сущностной природе. Разум может высветить и все прочие реальные
элементы вещи, запечатлев в воспринимающем разуме, которым обладает всякий
человек, ее чистый, абстрактный образ. Затем, посредством суждений, которые
соединяют эти природы соответственно тому, как они соединены в действительности,
разум может выстроить сложное понятие всей сущности в целом, воспроизводя ее
точно такой, какая она есть. Эта способность разума не только позволяет
приобрести в результате теоретическое понимание всех вещей, но и влияет на
человеческие устремления, помогая человеку усовершенствовать свою природу через
деятельность. И в самом деле, без разумного руководства устремлениями
человеческая природа вообще не способна к совершенствованию. Изучение этого
процесса совершенствования относится к области практической философии.
Домашняя Работа:
1) Написать с чем из узнанного на лекции ты согласен, а с чем - нет. Обосновать свои предположения.
Присылайте свои работы на justina_dupre@mail.ru