Лекция № 3.
Душа и тело.
*Жюстина ДюПре по обыкновению зашла в
полную аудиторию. "Привет всем моим студентам! Надеюсь вы в хорошем настроении,
потому, что сегодня лекция покороче обычной!" - сказала она. Итак записываем. *
Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных
тел. К сущности относится, во-первых, материя, которая сама по себе не есть
определенное нечто; во-вторых, форма или образ, благодаря которым она уже
называется определенным нечто, и, в-третьих, то, что состоит из материи и формы.
Материя есть возможность, форма же - энтелехия, и именно в двояком смысле- в
таком, как знание. и в таком. как деятельность созерцания. по-видимому, главным
образом тела, и притом естественные суть сущности, ибо они начала всех остальных
тел. Из естественных тел одни наделены, жизнью другие нет. Жизнью мы называем
всякое питание, рост и упадок тела, имеющие основание в нем самом. Таким
образом, всякое естественное тело, причастное жизни, есть сущность, притом
сущность составная. Душа есть суть бытия и форма (logos) естественного тела,
которое в самом себе имеет начало движения и покоя. Сказанное нужно рассмотреть
и в отношении частей тела. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему
живому телу. Как часть относится к части, так сходным образом совокупность
ощущений относится ко всему ощущающему телу как ощущающему. Но живое в
возможности - это не то. что лишено души, а то что ею обладает. Так же как
зрачок и зрение составляют глаз, так и душа и тело составляют живое существо.
Душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая- либо часть ее, если
душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных
частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от
тела, так как они не энтелехия какого-либо тела в том же смысле, в каком
корабельник есть энтелехия судна. Человек, занимающий высшее место в природе,
отличается от других животных наличием разум (разумной души) . И структура его
души, и строение тела соответствуют этому более высокому положению. Оно
сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем
отношении объема мозга к телу, в обилии “жизненной теплоты” и т.д. познание
выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека. Ощущение или
восприятие - это изменение, которое производится воспринимаемым телом в душе
через посредство тела воспринимающего. Аристотель определил душу как “первую
энтелехию органического тела” , т.е. жизненное начало тела, движущее его и
строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно
обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своим
функциям душа делится на три рода. Функция питания и размножения, наличные у
любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и
передвижение, свойственные животным. образуют душу ощущающую, или животную.
Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она
принадлежит человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души,
не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут. Какие
части души выделяет Аристотель? Душа отличается растительной способностью,
способностью ощущения способностью размышления и движением. А есть ли каждая из
этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая
отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов
нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых
растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как
будто в каждом таком растении имеется одна душа в действительности (энтелехия) ,
а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у
рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души.
А именно: каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в
пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть
ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание.
Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется,
что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно,
как вечное - отдельно от преходящего. А относительно прочих частях души из
сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга. Какими способностями
обладает душа? Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения,
способностью размышления и пространственного движения. Растениям присуща только
растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность
ощущения; и если способность ощущения, то и способность стремления. Ведь
стремление - это желание, страсть и воля; все животные обладают по крайне мере
одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения; тому присуще также
испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это
присуще, тому присуще и желание: ведь желание есть стремление к приятному.
Домашняя Работа:
1) Написать, что ты считаешь душой?
Свои работы присылайте на justina_dupre@mail.ru